Наши контакты:
(495) 643 08 02
(495) 778 76 67

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ 

ЕСЛИ ВЫ ПОПАЛИ В ДТП

Онлайн консультации
ICQ 92-713-404


Поиск по сайту

Эксперт - профессия благородная Печать E-mail

 Эксперт - профессия благородная

 Как часто люди ошибаются и не желают этого признавать! И очевидную правоту оппонента оспаривают с завидным упорством. Ситуация, при которой каждый доказывает свою «правду» и обещает стоять на ней до победного конца, кажется, может разрешиться только в суде. И тогда остается лишь пожалеть, что двух истин не бывает.

Но можно ведь пойти и иным путем: пригласить в качестве «третейского судьи» независимого эксперта. Данное им заключение, в котором все доказательства виновности одного из спорящих будут налицо, может стать поводом пойти на мировую.

Квалификация обязывает
В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, принятом Минтруда России от 21 января 2000 г. №7 , эксперт-автотехник определяется  как специалист, главная задача которого состоит в проведении автотехнической экспертизы. В процессе своей работы он определяет сложность и характер изменений (повреждений) транспортных средств, возникших в результате воздействия на них различных факторов, и, что особенно интересно для нас, технологию и виды ремонтно-восстановительных воздействий.

Кроме того, эксперт-автотехник устанавливает, была ли возможность обнаружить техническую неисправность до ДТП и какова связь между аварией и найденной в автомобиле поломкой. Для этого эксперт-автотехник внимательно изучает все обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, которые могли способствовать случившемуся ДТП. В этой ситуации следы, скорее всего, приведут на сервисную станцию, где автомобиль обычно ремонтируется или проходит стандартный техосмотр. И провожатым туда будет выступать именно эксперт-автотехник. За рубежом в случае обнаружения взаимосвязи между аварией и предшествующим ремонтом автосервис может получить иск от страховой компании или, в более серьезных ситуациях, предстать перед судом. В России автосервис, вероятнее всего, отделается легким испугом. Однако репутация его будет запятнана, а это в условиях жесткой конкуренции крайне нежелательно. Автовладелец может и сам воспользоваться услугами эксперта-автотехника, если решит взыскать с автосервиса за некачественно проведенный ремонт. Именно поэтому фраза «Качественный ремонт – это выгодно» звучит актуально. С какой стороны на нее ни посмотри.

 Сертификация экспертов
 Экспертом может быть любой человек, обладающий необходимыми специальными познаниями для проведения исследования и дачи экспертного заключения и соответствующим опытом работы. Знания, мастерство и опыт – это три вещи, которые необходимы эксперту и которыми может похвастаться почти каждый читающий эти строки. Другое дело, что для принятия решения о признании кого-то таковым суд может потребовать подтверждения квалификации: например, диплом об образовании, сертификаты или свидетельства.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», который был принят в 2002 году, сертификация экспертов проводится на добровольной  основе. Несмотря на это, предпочтение все-таки отдается экспертам, работающим в компетентных организациях, или тем, чьи фамилии занесены в специальный реестр. Например, в государственный реестр экспертов-техников, прототип которого сейчас ведет «Объединение транспортных экспертов» (ОТЭК). В МАДИ (ГТУ) работает регистр автотехнических экспертов, который проводит обучение по специальности и выдает сертификаты.

Эксперт на самом деле
Эксперт – немножко детектив, немножко писатель, немножко учитель и немножко актер. Хорошим детективом он должен быть, чтобы раскрывать истину и искать доказательства; учителем – чтобы грамотно и понятно объяснять вещи сугубо специальные; актером – чтобы выглядеть правдоподобно и уверенно (например, в суде на допросе), когда на самом деле зубы стучат.  Эксперт не обязан становиться профи в каждой из этих сфер деятельности, но должен иметь способности к каждой из них.
Способность быстро думать и внимательно слушать – одно из важнейших качеств, обладание которым намного облегчит эксперту жизнь. Слышать, о чем спрашивает адвокат, и понимать, о чем специально умалчивает, где начинает гнуть свою линию, - может далеко не каждый. Одним словом, эксперту нужно учиться грамотно преподносить свое мастерство
Хороший эксперт - мастер своего дела, тем не менее, постоянно должен стремиться к росту: интересоваться юридическими вопросами, чтобы не выходить за рамки предписанных законом процедур, и даже брать уроки ораторского искусства.

Экспертиза экспертизе рознь
Во всех случаях, когда говорят об экспертизе, предполагают решение сведущими людьми (или специалистами) проблем, требующих специальных знаний в области науки, техники и других отраслей для выяснения степени соответствия исследуемого объекта тем или иным заданным характеристикам. Экспертиза – прежде всего прикладное научное исследование, целью которого является получение ясных ответов на поставленные вопросы. Поэтому при проведении экспертизы применяются проверенные временем методики. Любая экспертиза имеет свой четкий регламент, порядок проведения, определяемые спецификой исследуемого объекта и областью применения специальных знаний. Итак, какие же экспертизы бывают в дорожно-транспортной области?
Во-первых, досудебные и судебные. Экспертную работу, проведенную до возбуждения дела, принято называть исследованием специалиста. Полученное при этом заключение будет наиболее востребовано в гражданских и арбитражных спорах и может стать для сторон поводом для отказа от судебного разбирательства. Если же этого не случилось, то эксперт вызывается в суд в двух случаях: во-первых, когда экспертиза не проводилась во время предварительного следствия и стала необходимой на судебной стадии и, во-вторых, когда суду необходимо разъяснить некоторые моменты экспертного заключения, данного до суда.
Судебная экспертиза отличается от досудебной порядком назначения и производства, а также использованием полученных при ее проведении результатов. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» специально определяет основания и условия для назначения судебной экспертизы, принципы рассмотрения экспертного заключения в качестве доказательства по делу, порядок проведения и так далее. О судебной экспертизе также можно прочитать в Гражданском процессуальном, Арбитражном процессуальном и Уголовно-процессуальном  кодексах  РФ, а также в иных нормативных правовых актах РФ.
Судебные экспертизы подразделяются на девять классов, в числе которых  инженерно-транспортные (или автодорожные) и технические (по технике безопасности в сфере производства и обслуживания, ремонта автомобилей;  пожарно-технические исследования взрывов автомобилей).
Механизм проведения судебной экспертизы в идеале должен выглядеть следующим образом:
1) подготовка назначения экспертизы, желательно с участием эксперта;
2) формулировка, обсуждение и постановка вопросов, стоящих перед  экспертом;
3) проведение экспертизы и составление письменного заключения;
4) оценка заключения эксперта;
5) если необходимо, допрос эксперта.

Проведение экспертизы может поручаться различным государственным органам, ведомственным учреждениям и негосударственным организациям в зависимости от предмета исследования.
Особняком стоит так называемая оценочная экспертиза автотранспортных средств. До недавнего времени, а именно до 2003 года, когда вступил в силу Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», она находилась в ведении экспертов по оценке имущества. Теперь же закон  обязует проводить ее только экспертами-автотехниками. Таким образом,  эксперт-оценщик имеет право работать в рамках Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в любой области, кроме автомобильной экспертизы.  Хотя многие до сих пор пользуются услугами оценщиков при исследовании механизма ДТП, а также уровня автомобильного сервиса.

Эксперт в суде
В Законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» подробно изложены права и обязанности эксперта в зале суда, а также четко прописано, что он назначается для проведения судебной экспертизы только судебным постановлением. Получается, что эксперт становится судебным только тогда, когда его таковым назовет суд. Четкое разграничение прав и обязанностей важно потому, что заключение, данное в результате экспертного исследования, принимается в суде как самостоятельный вид доказательства.
После знакомства со всеми обстоятельствами дела и исследования фактов эксперт, используя свои опыт и знания, может даже полнее, чем следователь или судья, очертить круг вопросов, на которые он может дать ответы в заключении. Таким образом, судебный эксперт имеет право внести в заключение дополнительные нюансы. В то же время, эксперт обязан сообщить суду о невозможности дачи заключения в случаях, когда он в этом некомпетентен или недостаточно компетентен.
В своей деятельности эксперт может использовать только те материалы, которые были переданы ему судом (следователем) и информацией, опубликованной в СМИ, хотя и имеет право запрашивать дополнительные материалы.
Особо остро стоит вопрос выбора методики проведения исследования. Эксперт может пользоваться только общепринятыми и утвержденными рекомендациями. При их отсутствии он вправе разработать методику самостоятельно, при этом подробно изложив ее. Ведь доказательства, полученные без использования методики, не могут быть проверены, а значит, являются по своей сути мнениями.
После ознакомления с экспертным заключением (кстати, оно считается доказательством, только если дается в письменной форме и зачитывается самим экспертом) следователь или суд вправе допросить его автора для разъяснения или уточнения установленных им фактов. Если же оно и после этого останется неясным или покажется неполным, то суд вправе назначить дополнительную экспертизу. Если в течение суда проводилось несколько экспертиз, то первой заслушивается самая ранняя. Вывод, сделанный судебным экспертом, так же как и любое другое доказательство по делу, должен быть проверен и оценен судом. Эксперт не может утверждать о виновности/невиновности кого-либо.  Приговор может следовать из представленных им доказательств, но никак не из мнения эксперта.
К вопросу о независимости
Судебным экспертом не может быть назначен человек, который:
• является потерпевшим, гражданским истцом или ответчиком, свидетелем;
• участвовал в деле в качестве переводчика лица, производящего дознание, следователя, прокурора, общественного обвинителя, защитника;
• находился или находится на службе у обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика или по иному зависит от них;
• производил ревизию, материалы которой послужили основанием к возбуждению уголовного дела;
 • участвовал в деле в качестве иного специалиста.
Другими словами, экспертом не может быть назначен тот, кто прямо или косвенно заинтересован в исходе дела. В самых ответственных случаях  даже рекомендуется сразу назначать для проведения исследования двух или даже трех экспертов, дабы повысить вероятность получения объективного экспертного заключения.
Проведение судебной экспертизы поручают судебно-экспертному учреждению,  конкретному эксперту или группе экспертов, при этом предупреждая об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Кроме того, суд должен удостовериться в наличии у эксперта специальных познаний, отсутствии личной заинтересованности в исходе дела и родственных связей с участниками процесса. Эти и многие другие моменты назначения экспертизы изложены в ст. 79 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Важно отметить, что и в отношении следователя и суда эксперт сохраняет независимость и самостоятельность. Первые вправе контролировать только сам процесс работы эксперта (следователь может, например, присутствовать при непосредственном исследовании транспортного средства). Правда, именно следователь или суд  выбирают конкретного эксперта, могут дать ему отвод, определяют объем задания и  количество необходимых для исследования материалов. За экспертом же остается право обжалования действий как следователя, так и суда, если они ущемляют его права и мешают работе.

Встать, суд идет!
Потребность в экспертах-автотехниках (особенно в суде) связана, прежде всего, с тем, что ни судьи, ни адвокаты в большинстве своем не имеют технического образования. Ситуация за рубежом ничем не отличается от российской. Например, в США адвокаты для экспертов – совершенно особая категория клиентов. Американский эксперт Патрик Юрек поделился опытом в своей статье и рассказал, как однажды он получил письмо от одного юриста. Дело, которое вел последний, касалось замены масла в старом авто, что, как заявлял его владелец, привело двигатель в нерабочее состояние. После подробного ознакомления со всеми фактами дела, Юрек посоветовал адвокату за него не браться, получив за свою работу =50. Только за то, что в течение часа полистал документы и отклонил дело. И это было справедливо: эксперт не только оградил адвоката от проигрышного дела, но и сэкономил его время, а последнее, как известно, деньги.
Все больше и больше адвокатов предпочитают при ведении дел, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, сотрудничать с экспертами-автотехниками, требуя от них подробного описания всех повреждений.  Как правило, на гражданских процессах обе стороны уже «вооружены» - каждая своим экспертным заключением, полученным до суда. И здесь, конечно, на первый план выходит адвокат. Победа остается, как правило, за тем, кто оказывается более убедительным. И, к сожалению, правда жизни такова, что не тот юрист, который прав, оказывается часто на вершине, а тот, который с большим напором доказывает свою точку зрения. Конечно, дела выигрывают адвокаты, но не без помощи экспертов.
Знания и умения большинства водителей ограничиваются, как правило, способностью вовремя нажать на нужную педаль или поменять масло. Поэтому с уверенностью можно сказать, что профессия эксперта-автотехника востребована и благородна, потому что именно он помогает выйти победителем из нечестной игры тем, у кого на это не хватило бы сил в одиночку.

Журнал "Автосервис", №5 2009

 
« Пред.   След. »

Статьи

Применение компьютерного моделирования при производстве автотехнических экспертиз.

Ввиду постоянно возрастающих объемов работ по автотехническим экспертизам, необходимостью увеличения производительности труда экспертов-автотехников, повышения достоверности экспертных исследований и сокращения сроков их производства, в ГУ СЗРЦСЭ было признано целесообразным организовать производство автотехнических экспертиз с использованием современного программного обеспечения. С этой целью ГУ СЗРЦСЭ в 1999 году завершил разработку программы "AUTO-GRAF 1.1". Программа представляет собой графический редактор, позволяющий строить масштабные схемы ДТП и тем самым - моделировать обстановку места происшествия. При создании графического редактора "AUTO-GRAF 1.1" было обеспечено его соответствие не только общепринятым стандартам на предназначенные для работы с графическими объектами программные продукты, но и требованиям, вытекающим из экспертной практики. Такой подход позволил снизить трудоемкость построения схем с помощью программы, повысило их точность. Программа располагает большой базой транспортных средств - более 170 автомобилей (практически все автомобили отечественного производства). При отсутствии в базе автомобиля какой-либо модели она может быть введена в базу экспертом самостоятельно при помощи имеющегося в программе шаблона автомобиля.

Подробнее...